Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 

ЗАТО Озёрный

 

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
 

 

Борисова Елена Александровна

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1 ЗАТО ОЗЕРНЫЙ  ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 


Педагогический

арт - проект

для детей средней группы

«Разноцветная

зебра»

 

 


Разработчик проекта:

Борисова Елена Александровна

 

 

 

Озерный, 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Пожалуй, трудно отыскать человека, который не любил бы праздники. Особенно если человек этот — ребенок. Он с нетерпением и радостным предвкушением ждет Новый год, и с сосредоточенным сопением готовит подарок для мамочки к 8 марта. Постоянные, повторяющиеся из года в год праздники и традиции как бы структурируют время малыша, оставляют на жизненном пути четкие вехи. Это очень важно для ребенка, потому что приносит ощущение незыблемости и постоянства окружающего мира. Любимые праздники и традиции станут для него путеводной звездочкой и, возможно, останутся самыми дорогими воспоминаниями детства.

И если к таким праздникам, как Новый год или День рождения мы готовимся заранее, придумываем сценарий, обсуждаем, кого пригласить и что приготовить, то есть множество поводов для веселья, которые не требуют никакой подготовки. Уверяю вас, что праздник можно устраивать хоть каждый день!

Одним из таких праздников была реализация проекта в средней группе нашего детского сада «Разноцветная зебра».

Актуальность проекта:

Заботясь о развитии творческих способностей детей, приобщая их к творческому труду, мы, педагоги, создаем необходимые условия для развития технических качеств детей дошкольного возраста. Именно в процессе решения творческих задач, поиска нестандартных способов их решения дошкольники вырабатывают умение критически относиться к окружающему миру, учатся размышлять, мыслить и дискутировать.

Раскрытие и развитие творческих способностей, во многом определяющих будущее детей, не терпит стандартных подходов. Поиск оптимальных путей раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, достижения его эмоционального благополучия необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.

Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Наша жизнь наполнена цветом. И ребёнок устанавливает связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.

Тип проекта:

По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).

По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

По профилю знаний: многопредметный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Цель проекта:

Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя и создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого.

Задачи:

% Закреплять знания цветового спектра у детей.

% Научить детей лепить радугу, правильно называть ее цвета.

% Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.

% Учить детей различать теплые и холодные цвета. Упражнять в умении рассказывать о цвете.

% Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.

% Учить группировать предметы по заданными признакам, учить работать по образцу.

% Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям.

% Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы.

% Помочь запомнить расположение цветов радуги, развивать речь и словарный запас ребят.

% Содействовать активному, творческому взаимодействию «Ребенок - Родитель», «Ребенок - Педагог », «Ребенок-Ребенок», «Педагог-Педагог».

Период: краткосрочный  (1неделя-каждый день посвящается одному цвету).

На столах салфетки определенного цвета, на стенах – картинки и воздушные шары такого же цвета.

Родителям предложили одевать детей так, чтобы в одежде присутствовал данный цвет.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике

Механизм реализации проекта

Этапы проекта

Сроки исполнения

Проектные мероприятия

Организационный

1-я неделя ноября 2017 г

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Изучение педагогической, методической и нормативной (ФГОС ДО) литературы и интернет ресурсы

Основной

2-я неделя ноября 2017 г

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия

Список мероприятий основного этапа

Дидактические игры:

«Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»;

«Разноцветные комнаты»;

Лото «Цвет»;

«Окраска воды»;

«Я найду цвета везде»;

«Радуга»;

«Сложи узор».

«Цветные картинки»;

«Найди свой домик»;

«Разноцветные мячики».

Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета».

О.с. «Какой твой цвет любимый».

Чтение художественной литературы : стихи о радуге, загадки о радуге, «Запутанные истории», В. Сутеев «Петух и краски»

Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».

беседа «Любимое комнатное растение»,

п.и. «Светофор»;

Рисование «Красный карандаш»;

Лепка «Что растёт на грядке»;

Аппликации «Осенняя берёза», «Радуга»;

Заключительный

3-я неделя ноября 2017 г

Развлечение «В разноцветной стране»

Составление портфолио проекта.

Оформление альбома «Любимый цвет моей семьи»

Размещение материала на сайте МБДОУ детский сад № 1

Презентация проекта для педагогов, воспитанников и родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация проекта

Каждый день недели посвящается одному цвету.

На столах салфетки определенного цвета, на стенах – картинки и воздушные шары такого же цвета.

Родителям предложили одевать детей так, чтобы в одежде присутствовал данный цвет.

 

Понедельник – красный цвет.

Вторник – оранжевый и желтый цвет.

Среда – зеленый цвет.

Четверг – голубой и синий цвет.

Пятница – фиолетовый цвет.

Понедельник – «Путешествие в Красное королевство».

Красное яблоко на зелёной ветке,

Красная смородина яблони соседка,

Красная рябина, красная малина!

Всё на свете красное –самое прекрасное!

М. Янушкевич

*    Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный», «Цветные предметы», "Найди и назови все красное";

*    Подвижные игры:  «Красная ленточка»

*    Упражнения на дыхание: «Красный шарик»

*    Цель: развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.

*    Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

*    Беседа « Что бывает красным?»,

*    Решение проблемной ситуации« Что будет, если не станет красного цвета?».

*    Творческое рассказывание: "Красная сказка";

*    Заучивание стихотворения С. Михалкова «Если свет зажёгся красный, Значит двигаться опасно».

*    Просмотр мультфильма « Красная шапочка» ;

*    Просмотр презентаций:

*    Отгадывание «красных» загадок;

*    Рисование: «Красный карандаш».

Вторник - «Путешествие в Желтое королевство».

Жёлтый — самый яркий цвет!

Словно солнце, первоцвет,

Ярко-жёлтая кувшинка,

А в ромашке — серединка

В. Черняева.

*    Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Желтый»,"Найди и назови все желтое", «Найди желтый цвет на одежде друга»;

*    Подвижные игры:  «Попади в корзину» – поднимать и бросать мяч двумя руками в корзину, развивать координацию движений.

Оборудование: корзина желтого цвета и мячи желтого цвета.

*    Упражнения на дыхание: «Бабочка и цветы» -развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох. Оборудование: бабочки, цветы желтого цвета (по количеству детей).

*    Упражнение на развитие мелкой моторики рук:«Солнечные зайчики» - развивать умение включаться в игровые действия.

Оборудование: маленькие зеркальца.

*    Формирование целостной картины мира: «Кому нужен желтый цвет?».

*    ФЭМП: дидактическая игра «Сложи узор» - желтый коврик, «Внутри, снаружи» с использованием желтых предметов;

*    Опыты с водой «Цветная вода» – познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, непрозрачная, можно окрасить в желтыйцвет), делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одного цвета.

*    Оборудование: прозрачные стаканчики, вода, гуашь желтого цвета,тканевые салфетки.

*    Рассказывание-игра "Желтая сказка".

*    Заучивание стихотворения«Солнечный зайчик»

Цель: учить понимать стихотворное произведение, развивать и активизировать словарь детей.

Оборудование: игрушка-солнышко.

*    Чтение «Сказочка про ясное Солнышко» Тамара Маршалова

*    Просмотр мультфильма «Кисточка Петти – желтый цвет»

*    Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета».

*    Отгадывание «желтых» загадок;

*    Рисование: экспериментирование с красками – желтый + красный = оранжевый

*    Лепка из пластилина  «Такси»

*    Конструктивная игра «Желтый городок»

Цель:  закреплять навык построек из кирпичиков, кубиков, пластин разных по величине, формировать умение общаться и помогать в процессе обыгрывания построек, способствовать усвоению слов-названий для обозначения строительных деталей.

Оборудование: кирпичики, кубики, пластины желтого цвета разной величины.

Среда - «Путешествие в Зеленое королевство».

Цвет зелёный у листочка,

Подо мхом зелёным кочка,

И зелёные иголки

Целый год растут на ёлке.

В. Косовицкий

*    Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», "Найди и назови все зеленое"

*    Подвижные игры:  «Разноцветные мячики».

Цель игры: упражнять ребенка в бросании мяча вдаль двумя руками.

Оборудование: зеленые мячи.

*    Упражнения на дыхание: «Зеленый шарик»

Цель: развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.

*    Упражнение на развитие мелкой моторики рук:пальчиковая гимнастика «Дерево» (У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета).

*    Формирование целостной картины мира:«В мире зеленого цвета»

Цель: учить детей называть основные цвета спектра. Продолжать знакомить с геометрической формой - круг; пространственными отношениями: выше, ниже.

*    ФЭМП: «Посчитай зеленые игрушки», «Маленькие и большие елочки»

*    Беседа«Любимое комнатное растение».

Цель: формирование представлений о роли комнатных растений в жизни человека.

*    Творческое рассказывание:Рассказывание "Зеленой" сказки с элементами театрализации. 

*    Заучивание стихотворения:  М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок».

*    Просмотр мультфильма:  «Кисточка Петти – зеленый цвет»

*    Просмотр презентаций: «Зелёная планета».

*    Чтение стихотворений: «Зелёные стихи» С. Чёрного.

*    Отгадывание «зеленых» загадок;

*    Рисование:  «Мой веселый звонкий мяч» (мяч зеленого цвета) –

Цель: учить детей правильно пользоваться кисточкой, уточнить и закрепить зеленый цвет, формировать интерес к рисованию.

Оборудование: игрушечные мячи зеленого цвета, разного размера.

*    Прослушивание фонограммы «Звуки природы».

Четверг – «Путешествие в Голубое королевство».

А небесную лазурь,

Море после хмурых бурь

Голубой подарит цвет.

Бесподобен с ним рассвет.

И искриться в Новый год

Голубея снег и лёд

Е. Горева.

*    Дидактические игры: "Найди и назови все голубое",  «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий», «Каждый предмет на свое место», «Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать».

*    Подвижные игры:  «За голубой»,«Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки».

*    Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика  «Синие лужи весны». ( Голубые, синие небо и ручьи.В синих лужах плещутся стайкой воробьи).                                                                                                         

*    Формирование целостной картины мира: «Волшебница Вода».

*    Цель: формирование познавательной активности.

*    ФЭМП: Игра «Привет с планеты Счетоводов», «В какой руке сколько?».

*    Беседа:«Природа цвета и цвет природы», « Где можно встретить воду».

*    Решение проблемной ситуации. «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»

*    Заучивание стихотворения  Ю. Прокопьева «В небе ярко-голубом»

*    Чтение рассказа «Письмо от Незнайки», «Сказка про цвета».

*    Просмотр мультфильма

*    Просмотр презентаций: «Голубая планета»

*    Чтение стихотворений:  А. Маркова  «В какой из многочисленных цветов. Окрашено всё небо над тобою?»

*    Отгадывание «синих» загадок;

*    Рисование «Раскрась голубым цветом», «Кораблик».

*    Цели: Учить узнавать и называть голубой цвет.

*    X. Музыка. Прослушивание фонограммы «Шум моря».

*     

Пятница – «Путешествие в фиалетовое королевство».

А вот с цветом фиолетом

Повстречаться можно летом.

Фиолетовы бананы?

Нет! На грядке баклажаны!.

*    Дидактические игры: «Соберем букеты для Гномиков», «Сложи узор».

Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету.

Оборудование: Гномики (желтый, красный, зеленый, синий), цветы (желтые, красные, зеленые, синие).

*    Подвижные игры: «Разноцветная карусель»

Цель: развивать умение быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга.

*    Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Радуга- дуга»

*    ФЭМП:«Цветные домики».

*    «Разноцветная уборка»

Цель: развивать умение группировать предмету по цвету.

Оборудование: корзины (желтого, красного, зеленого, синего цветов), разноцветные игрушки.

*    Заучивание стихотворения «Цветной дождик»

Цель: познакомить с содержанием стихотворения, поощрять попытки выполнять движения по тексту; учить договаривать слова, фразы.

*    Чтение рассказа «Разноцветная сказка» С. Я. Маршак;

*    Просмотр мультфильма В. Катаев «Цветик-семицветик», «Запутанные истории».

*    Просмотр презентаций:

*    Чтение стихотворения  «Разноцветный подарок» Петр Синявский.

*    Отгадывание «разноцветных» загадок;

*    Рисование «Праздничный салют»

Цель: учить детей рисовать пальчиками, развивать мелкую моторику рук. Закреплять основные цвета.

Оборудование: заготовка на каждого ребенка (лист бумаги, в нижней части которого приклеены разноцветные дома).

*    Танец с платочками.

 Цель: развивать чувство ритма, усвоение различных танцевальных движений, закреплять название основных цветов (желтый, красный, зеленый, синий).

Оборудование: разноцветные платочки (по количеству детей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М.: Просвещение, 1988.

Глушанок Т.Г. , Волкова Л.Н. «Тайны здоровья детей», СПб.: 1994.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Иванова О. Васильева И. Выразительные возможности цвета. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.

Интернет-ресурсы.

Киселева Л.С. Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М.: АРКТИ, 2003.

Нищева  Н.В. Разноцветные сказки .  СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н.Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.

 Швайко Г.С.  Игры и игровые упражнения на развитие речи. М.: Просвещение, 1983.

 Шевчук И. Изучаем цвета. ООО Издательство.: Эксмо, 2007.

 

Дата последнего обновления страницы 20.08.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения