Формирование здорового образа жизни у дошкольников (из опыта работы)
Для того чтобы ребёнок развивался гармонично, он конечно должен быть здоров. В дошкольные годы формируется личность человека. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависят от взрослых, и мы, несём ответственность за счастье и здоровье детей.
Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Конечно, причин тому множество: и экономических, и социальных, и гигиенических, и медицинских. Одна из них невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим своё дитя, усердно лечим, когда он заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на несколько процентов зависит от успехов медицины и здравоохранения и примерно на 50% от образа жизни. Забота об обеспечении комфортных, безопасных, здоровье-сберегающих условий пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении является приоритетной задачей. Дошкольные учреждения призваны оказывать помощь семье, воспитывать детей, формировать их психическое и физическое здоровье, развивать их способности.
На протяжении 3 лет коллектив нашего детского сада ведёт работу на основе разработанного нами проекта «Огоньки здоровья», целью которого является охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Главными задами нашего проекта являются следующие:
1. Приобретение и укрепление практических навыков здорового образа жизни через оздоровительные системы в детском саду.
2. Воспитание стойкого интереса к физической культуре и спорту.
Активная профилактика нарушения здоровья у детей предполагает обучение здоровому образу жизни, формирование правильного отношения детей к своему здоровью.
Шаг за шагом, за много лет складывалась технология реализации проекта «Огоньки здоровья». Всё это мы систематизировали, проект включил в себя VI блоков.
Важна не только материально-техническая база, но и взаимодействие всего коллектива: воспитателей, медицинских работников, психолога, инструктора по физической культуре, логопеда, музыкального руководителя. Важную роль играют планирование и диагностика физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы. Во всех возрастных группах имеются листы здоровья с полными антропометрическими данными детей, основным и сопутствующим диагнозами и рекомендациями врача. Каждый месяц проводится анализ заболеваемости и посещаемости воспитанников. Весной и осенью – мониторинг состояния здоровья детей, уточняются диагнозы и группы здоровья.
Необходимым условием являются также строгое соблюдение режима дня, гигиенических требований, систематическое проведение физкультурных занятий (еженедельно два занятия в физкультурном зале, одно-на улице, закаливающих мероприятий. Каждый день во всех возрастных группах проводится утренняя гимнастика. Во время занятий обязательно используются разнообразные физкультурные минутки.
В перспективе мы планируем, наш проект будет представлять целую систему физкультурно-оздоровительных, коррекционных и закаливающих мероприятий.
Используемая нами комплексная система оздоровления детей уже приносит результаты. Заболеваемость детей снизилась на 14%. Положительный результат дала и вакцинация детей от гриппа.
Кроме того, все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые навыки, приспосабливают ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды – словом, учат вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Подводя итоги, мы выделяем некоторые рекомендации для родителей и педагогов:
1. Формируйте у ребёнка положительное отношение к физическому «Я».
2. Помните, ваше отношение к здоровью влияет на отношение ребенка к здоровью.
3. Формирование у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек (чистить зубы, мыть руки с мылом, делать утреннюю гимнастику) .
4. Помните, что для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем порицание.
5. Внутренняя картина здоровья ребенка в значительной степени определяется особенностями семейного воспитания.
6. Наряду с формированием привычек необходимо воспитывать у детей чувство долга, ответственности, человечность.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и поэтому мы надеемся, что совместная работа педагогов и родителей поможет детям стать истинно здоровыми.
Совместная деятельность детей во II младшей группе. Развлечение «Путешествие в цирк»
Цель:
• создать приятную, веселую атмосферу;
• в увлекательной форме побуждать детей к самостоятельному приобретению двигательного опыта и творчества;
• развивать физические качества у детей;
• воспитывать у детей уверенность к собственным возможностям.
Оборудование: костюм клоуна, волшебный сундучок, мыльные пузыри, ку-бик «скок-поскок». Колпачки, воздушные шары-по количеству детей.
Ход занятия.
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель: - «Вы у меня такие умницы сегодня, дружно играли, делились игрушками. Порадовали меня. И я хочу сегодня порадовать вас. Вы были когда-нибудь в цирке? Хотите, мы с вами туда отправимся? Закрывайте глазки ладош-ками и не открывайте, пока я не скажу (надеть нос, шляпу, воротник) .
- «А вот и я клоун Бин, я умею показывать фокусы и у меня есть для этого волшебный сундучок. Я дарю вам колпачки, и вы становитесь маленькими кло-унятами. А что умеют мои маленькие клоунята?
Дети повторяют за воспитателем:
Игровые упражнения:
1. «Цапли»
2. «Хлопки в ладоши»
3. «Зайчики»
Молодцы! А что ещё есть в моём сундучке? Я вам покажу фокус.
«Волшебная коробочка». (Коробочка имеет 2 дна, в каждом свои сюрпризы)
А ещё у меня в сундучке есть кубик «скок-поскок». (Дети бросают кубик, какая картинка выпадает, то дети и имитируют) .
Игровые упражнения:
1. «Самолеты»
2. «Лягушки»
3. «Деревья большие и маленькие»
4. «Паровоз»
А теперь мы с вами будем жонглерами.
Игра «Мыльные пузыри». Дети ловят пузыри ладошками.
Ваши мыльные пузыри лопнули, но вы не расстраивайтесь. Давайте поиг-раем в снежки.
Подвижная игра «Снежки». Имитационные движения лепки и бросания вдаль. Получился большой сугроб (накрыть воздушные шары покрывалом) .
Дети подходят к «сугробу», а там сюрприз – воздушные шары на каждого ребенка.
Сюрпризный момент:
Раздача воздушных шаров и фотографирование.
Комментарии
Оставьте комментарий