С поступлением в школу ребёнок встречается с новым для себя видом активности – учебной. Конечно, он уже в детском саду знакомится с ней, но в дошкольном возрасте основным источником развития выступает игровая деятельность – она занимает основную часть времени. В школе эту функцию начинает выполнять деятельность учебная. Именно через неё у ребёнка происходит развитие личности и познавательной сферы. Важно помнить, что учёба – это первая продуктивная деятельность ребёнка. Можно назвать её предпосылкой к трудовой деятельности в будущей взрослой жизни. Не зря многие дети называют школу своей работой, а учителя хвалят их: «Хорошо потрудились!» Можно сказать, что через всю свою жизнь человек проносит опыт применения тех учебных навыков, которые прививаются в младшем школьном возрасте. Просто посещение ребёнком школы не гарантирует появления у него учебной активности, чтобы это произошло, необходимы определённые шаги, которые должен сделать ребёнок сам или с помощью взрослых. Первый шаг ребёнка на пути формирования учебной активности – освоение позиции школьника: первое – это умение слышать учителя, т.е. не только воспринимать то, что он говорит, но и осуществлять действия, которые требуются от школьника. Это называют умением следовать инструкции или принимать правила урока и следовать указаниям учителя. Второй компонент позиции ученика – наличие у ребёнка стремления справляться с учебными трудностями. Речь идёт не об умении преодолевать сложности (это будет происходить позже), а о самом стремлении, т.е. желании и старании всеми силами выполнить тяжёлое задание, даже если придётся пробовать несколько раз, просить помощи у взрослого – но не бросать его. И к тому же не переживать слишком сильно, не создавать себе стрессовую ситуацию и не болеть от этого. Детям необходимо уметь не только отвечать, но и выслушать других, поскольку обучение происходит в условиях класса. Это не так интересно, как говорить самому – нужно заставить себя подождать, пока учитель спросит, даже если ребёнок знает ответ, который просто срывается с языка. Некоторые дети в таких ситуациях даже поначалу обижаются на учителя или одноклассника: «Почему меня не спросили первым?», «Почему его, а не меня?», а порой они просто вываливаются из-за парт с вытянутой рукой. Необходимо время, большая работа педагога, самих детей, чтобы последние научились принимать во внимание интересы друг друга. Несмотря на то, что формируется и проявляется позиция ученика в школе, она важна и для родителей. Ведь её фундамент – особенности взаимодействия с ребёнком в семье до школы. Оптимально такое взаимодействие в семье, которое обеспечивает ребёнку баланс между необходимостью приспосабливаться к требованиям и правилам взрослых и возможностью заявлять открыто о своих желаниях, т.е. между «надо» и «хочу». К примеру, когда дошкольник хочет играть, поздно ложиться спать, покупать новые игрушки или есть сладости, то это нормально, если вместе с тем он будет самостоятельно одеваться, убирать свои вещи, ложиться спать вовремя и помогать вовремя. Ведь выполнение всех этих «обязанностей» - с одной стороны, важный вклад ребёнка в «копилку» уверенности в себе, с другой – одна из существенных предпосылок умения преодолевать трудности в школе. После усвоения ребёнком позиции школьника следующий шаг в формировании учебной активности – волевой развитие. После усвоения ребёнком позиции школьника следующий шаг в формировании учебной активности – волевой развитие. В младшем школьном возрасте воля ребёнка бурно развивается. С одной стороны, для этого появляются физиологические предпосылки – укрепляется нервная система и увеличивается инертность нервных процессов, необходимых для волевого поведения. С другой – это диктуется необходимостью школьного обучения. Истоки волевого поведения лежат в более раннем детстве. Уже на третьем году жизни у малышей обнаруживается самообладание. Оно заключается в отказе от чего-либо приятного, а также в решимости сделать нечто неприятное, если необходимо. Это первое самостоятельное проявление ребёнком силы воли. С 4 лет развивается контроль своих действий, который проявляется в послушании, обусловленное пробуждающимся у них чувством обязанности и, если он не выполнил то, что от него требовалось, чувство вины перед взрослым. В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает брать на себя обязанности и действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Важно, чтобы ребёнок сам захотел иметь сильную волю и узнал, в каких конкретных действиях она проявляется, например, не выкрикивать на уроках, а ждать, пока спросят, и т.п. Когда дело совершенно не привычное, оно кажется непосильным, и лишь привычка облегчает его выполнение. В жизни встречаются две воспитательные крайности, каждая из которых таит в себе серьёзную опасность. Первая заключается в том, что ребёнка изнеживают, расслабляют его волю, избавляя от необходимости прилагать любые усилия. Между тем готовность к применению усилий, чтобы достичь результата – совершенно необходима в жизни, но она не даётся сама собой, к ней нужно приучать. Другая, тоже не малая опасность заключается в перегрузке детей слишком трудоёмкими заданиями. Обычно они не выполняются, и создаётся привычка бросать начатое, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило – доводить дело до конца.
Комментарии
Оставьте комментарий