Показатели |
Возрастная группа |
2-3 |
3-4 |
4-5 |
5-6 |
6-7 |
мышление |
Наглядно-
действенное |
Наглядно-образное |
Наглядно-
образное |
Наглядно-образное
Начало формирования образно-схематического |
Элементы логического,
Развиваются на основе
Наглядно-
образного |
Речь |
Словосочетаниями, понимает
глаголы
|
Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные |
Окончание
формирования активной речи,
учится излагать мысли |
Формирование
планирующей
Функции речи |
Развитие
Внутренней
речи |
Произвольность познавательных
процессов |
Внимание и память непроизвольные |
Внимание и память непроизвольные |
Внимание и память непроизвольные,
начинает развиваться
произвольное
запоминание
в игре |
Развитие целенаправленного
запоминания |
Начало формирования
Произвольности как умения прилагать
усилия и концентрировать
процесс
усвоения |
Физиологическая чувствительность |
Высокая чувствительность к физическому дискомфорту
|
Высокая чувствительность к дискомфорту |
Уменьшение
чувствительности к дискомфорту |
Уменьшение
чувствительности к дискомфорту |
индивидуально, у большинства
низкое |
Объект познания |
Непосредственно окружающие
предметы, их внутренние
устройства |
Непосредственно окружающие
предметы, их
свойства и
назначения |
Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые |
Предметы и
Явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы |
Причинно-следственные
связи между
предметами и явлениями |
Способ познания |
Манипулирование предметами,
их разбирание |
Экспериментирование,
конструирование |
Рассказы взрослого,
экспериментирование |
Общение со взрослым,
сверстником,
самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и
сверстниками |
Условия успешности |
Разнообразие развивающей сферы |
Развивающие сферы и партнерские
отношения со взрослыми |
Кругозор взрослого и
хорошо развитая речь |
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Собственный широкий кругозор,
умелость в каком-либо деле |
Форма общения |
Ситуативно-
-личностное |
Ситуативно-
-деловое |
Внеситуативно-деловое |
Внеситуативно-деловое +
внеситуативно-личностное |
Внеситуативно-личностное |
Отношения со сверстниками |
Мало интересен |
Мало интересен |
Интересен как партнер по сюжетной игре |
Углубление интереса как к партнеру
по играм,
предпочтения
в общении |
Собеседник,
партнер по деятельности |
Отношения со взрослыми |
Источник защиты, ласки и помощи |
Источник способов деятельности,
партнер по игре и творчеству |
Источник информации |
Источник информации,
собеседник |
Источник
Эмоциональной поддержки |
Наличие конфликтов |
Со взрослыми («Я-сам») |
Со взрослыми как продолжение(«Я- сам») |
отсутствуют |
отсутствуют |
К 7 годам –
кризис, смена социальной роли |
эмоции |
Сильной модальности,
резкие переходы |
Сильной модальности, резкие переключения |
Более ровные,
старается
контролировать |
Преобладание
ровного оптимистического
настроения |
Развитие высших
чувств |
Игровая
деятельность |
Предметно-
Манипулятивная, игра «рядом» |
Партнерская со взрослыми,
индивидуальная с игрушками, игровое
действие |
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая
ситуация |
Усложнение игровых
замыслов,
длительные
игровые объединения |
Длительные игровые объединения,
умение согласовывать свое
поведение в
соответствии
с ролью |